ещё
свернуть
Все статьи номера
9
Сентябрь 2015года
Развитие + уверенность

5 профессиональных HR-ловушек: как не попасть в них

Ловушка 1. «Плавали – знаем», или ошибка клиширования

Два проявления одной ловушки: всегда – либо на стороне сотрудников, либо топ-менеджеров
 

Конечно, взаимоотношения с топ-менеджерами – приоритет для HR-директора. Но это не значит, что нужно оставаться совершенно глухим к проблемам сотрудников. Некоторые HR-директора проявляют циничный подход: главное – взаимоотношения с руководством. В результате без церемоний лишают сотрудников льгот, входящих в соцпакет, чтобы отчитаться перед руководством. В коллективе зреет недовольство HR-службой. Другая крайность: HR-директор все время защищает интересы сотрудников, теряя чувство меры. Это вызывает негатив со стороны топ-менеджмента. Нужно находить золотую середину.

Суть: HR автоматически переносит опыт, полученный ранее, на новую ситуацию в той компании, где работает сейчас.

В чем самообман: во-первых, абсолютно похожих ситуаций не бывает. Во-вторых, когда человек повторяет то, что делал раньше, снижается острота организационного зрения.

Как не попасть в ловушку: не применять то, что делали раньше, автоматически. Проведите диагностику, оцените обстоятельства. После этого думайте, как решать задачу.

Ловушка 2. «Своего опыта нет – воспользуюсь чужим», или слепое подражание

Суть: у HR-а появляется мысль «Если так хорошо сработало у коллеги, сработает и у меня».

В чем самообман: копирование очень опасно! Это напоминает орган, пересаженный из одного организма в другой, но не подходящий по параметрам.

Как не попасть в ловушку: самостоятельно разрабатывать регламенты, если и использовать документы, разработанные другими, то исключительно в качестве образца.

Пример

Комбинат, выпускающий изделия из металла, готовился к продаже зарубежным инвесторам. Директору по персоналу поручили подготовить регламенты, включая правила внутренних коммуникаций. У HR-директора были шаблоны некоторых документов, но образца правил внутренних коммуникаций не оказалось. Со своей страницы в соцсети HR обратился к коллегам с просьбой поделиться типовым документом. Документ дали, и HR-директор, указав в нем реквизиты комбината, подготовил его. Однако когда покупатели проводили HR-аудит, то отметили: локальные нормативные акты формальны, так как не устанавливают, как все происходит на самом деле. Повысить цену комбината за счет «выстроенных» HRпроцессов не удалось.

Ловушка 3. «Я и так все знаю», или профессиональный снобизм

Суть: ничего нового я уже не прочитаю и не услышу, все проходил.

В чем самообман: HR – динамичная область деятельности. В ней постоянно появляются новые методики и практики. Если HR не стремится узнавать о них, он теряет гибкость и обрекает себя на быстрое профессиональное старение.

Как не попасть в ловушку: не останавливаться в развитии и учиться: посещать конференции и саммиты. Хороший способ повышения квалификации – обучение других.

Ловушка 4. «Хочу все знать», или стремление все теоретизировать

Ольга КРАЕВА,
Директор по персоналу банка «Викинг» (г. Санкт-Петербург)
 

Неприятная ловушка, подстерегающая HR-директора, – манипулятивная агрессия
 

Предположим, HR-директор решил сменить демократичный стиль поведения на авторитарный. Он начинает вести себя как манипулятор-агрессор – фиксировать любую ошибку работника, чтобы потом воздействовать на него. Это приводит к негативным последствиям. Подчиненные и коллеги HR-директора отвыкают принимать решения, даже самые простые, без предварительного согласования с ним. В коллективе происходят конфликты, уходят ценные сотрудники, появляются обиды. Манипулятивная агрессия совершенно неуместна в профессии HR-а.

Суть: HR-специалист, напротив, становится заложником развития и обучения, учится всему подряд.

В чем самообман: большой теоретический багаж дает ощущение высокого уровня профессионализма, готовности браться за сложные проекты. Всезнайка легко берется за самые сложные задачи и... не справляется.

Как не попасть в ловушку: не увлекайтесь сверх меры обучением. Важен баланс теории и практики. Учитесь, когда это востребовано бизнесом и нужно решить конкретные задачи.

Ловушка 5. «Я контролирую всю работу, и мне не до глобальных вещей», или синдром муравья

Суть: такой HR все время занят текущими вопросами и словно утопает в них. Ему в прямом смысле просто некогда планировать и разрабатывать стратегию.

В чем самообман: скорее всего, HR-специалист слишком буквально воспринимает сентенцию, что все состоит из мелочей, а глобальные результаты складываются из текущих. Cосредотачиваясь на мелочах, HR-директор забывает о глобальных вопросах, системном подходе и планировании.

Пример

Руководителем HR-службы назначили женщину, которая раньше возглавляла отдел кадров. Любую текущую задачу она воспринимала как суперважный проект, которому все должны отдаваться полностью. И сама действовала так же. То она лично разрабатывала новую форму заявки на подбор, то вдруг лично приступала к реструктуризации соцпакета, так как один из ценных специалистов уволился. У подчиненных складывалось ощущение, что работа состоит из сиюминутных задач, а стратегической цели нет. Заместитель директора поговорил с HR-директором, указал на ее ошибки.

Как не попасть в ловушку: соблюдайте принцип «от общего к частному». Сначала установите общие правила игры, а потом переходите к частностям. Не умаляя важности текущих дел, расставляйте приоритеты и выделяйте время на глобальные дела.